Здравствуйте, с 16.07.2020 года мы перестали поддерживать этот сайт (bd-spb.ru) и вся информация о стоимости услуг, сроках и обязанностях потеряла свою актуальность с указанной даты.
Ждем Вас на новом сайте ubk-bd.ru!
Перейти на страницу «Главная» нового сайта

Работаем с 2009 года

Все о юридических адресах

Российское законодательство не разграничивает такие понятия, как юридический адрес предприятия и адрес его фактического местонахождения. Более того, отсутствует само понятие «юридический адрес предприятия». В статье 5 Федерального Закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ говорится об адресе действующего исполнительного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Этот адрес вносится в соответствующий раздел Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Кроме того, пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) под местом нахождения юрлица подразумевает место его государственной регистрации. Однако на практике адрес, значащийся в ЕГРЮЛ, и место фактического нахождения юрлица во многих случаях не совпадают.
В обиходе под юридическим адресом понимается именно адрес регистрации юридического лица. С этой точки зрения и будем рассматривать данный термин.
На что влияет выбор юридического адреса
Юридический адрес – это не просто строка в ЕГРЮЛ. От выбора юридического адреса зависит многое – место уплаты налогов, место выполнения других имущественных обязательств, место рассмотрения хозяйственных споров в судах. Несовпадение юридического и фактического адресов несет определенные риски, на которых остановимся ниже.
Риски при несовпадении юридического и фактического адресов
В первую очередь, отсутствие представителя юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах – это риск неполучения юридически значимых сообщений, а именно – заявлений, уведомлений, требований, извещений, вызывающих какие-либо гражданско-правовые последствия для другого лица. Согласно новой редакции ГК РФ (Федеральный Закон от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ, ст. 1651) данные сообщения считаются доставленными, если они поступили адресату (по адресу, значащемуся в ЕГРЮЛ), но по обстоятельствам, зависящим от него самого (разногласия в юридическом и фактическом адресах), не были ему вручены. Согласно этим нововведениям, сообщения считаются доставленными с момента поступления их на юридический адрес организации. Положения закона № 100-ФЗ вступили в силу с 1 сентября 2013 года.
Помимо этого, в новой редакции ст. 51 ГК РФ, утвержденной Федеральным Законом от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ, предусмотрена обязанность юридического лица возместить другим лицам убытки, понесенные в случае использования ними сведений из государственного реестра, которые были предоставлены юридическим лицом несвоевременно либо оказались недостоверными.
Наличие у регистрирующего органа подтвержденных данных о том, что адрес юридического лица, указанный в регистрационных документах, не совпадает с адресом его фактического местонахождения, теперь согласно подпункту «р» пункта 1 ст. 23 Федерального Закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ с учетом изменений, внесенных Законом № 134-ФЗ, может стать основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Условия признания юридического адреса недостоверным
Нововведения, внедренные Законом № 134-ФЗ вызвали много споров в судах, однако все точки над «і» расставил Пленум ВАС от 30 июля 2013 года своим Постановлением № 61.
По мнению судей Высшего Арбитражного Суда (ВАС), указание юридическим лицом в регистрационных документах адреса, не совпадающим с местом фактического местонахождения этого лица, следует рассматривать как отсутствие у юридического лица намерений использовать данный адрес для связи с ним.
Свидетельствами недостоверности юридического адреса могут быть признаны следующие факты:

  • указанный в регистрационных документах адрес признан «массовым», т.е. по данному адресу зарегистрировано большое количество других юридических лиц, при этом их представители (всех организаций или большинства из них) по этому адресу не располагаются, осуществить связь с ними по данному адресу не представляется возможным, направляемая в этот адрес корреспонденция возвращается отправителю с пометками «за истечением срока хранения», «организация выбыла» и т.п.;
  • внесенный в ЕГРЮЛ адрес по факту не существует в природе (никогда не существовал либо объект недвижимости, зарегистрированный ранее по данному адресу, в настоящее время разрушен);
  • по указанному адресу находится объект незавершенного строительства (адрес является условным почтовым);
  • по указанному адресу свободная связь с юридическим лицом заведомо невозможна (по данному адресу дислоцируется воинская часть, расположены органы государственной власти и т.п.);
  • собственник объекта недвижимости подал заявление о своем запрете регистрировать по адресу данного объекта недвижимости какие-либо юридические лица.

Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных фактов в случае не предоставления заявителем в регистрирующий орган документов, подтверждающих, что связь по данному адресу с юридическим лицом возможна, является основанием полагать, что сведения о юридическом адресе являются недостоверными. Хотя, в тоже время, перечень документов, подтверждающих возможность связи с юридическим лицом по данному адресу, Пленум ВАС в Постановлении № 61 не привел. Более того, в пункте 2 данного постановления судьи лишний раз напомнили о том, что исчерпывающий перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган для регистрации юридического лица, приведен в пункте 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Требовать от лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации, иные документы регистрирующий орган не имеет права.
Последствия использования недостоверного юридического адреса
Если в учредительных документах будет выявлено несоответствие предоставленных сведений о юридическом адресе в момент рассмотрения материалов о регистрации предприятия (учреждения, организации), то в этом случае юридическое лицо рискует быть подверженным штрафу по ст. 19.7 КоАП РФ. Применение каких-либо санкций в случае изменения фактического местонахождения без изменения юридического адреса возможно по ст. 116 часть 1 (нарушение срока подачи заявление о постановке на учет в налоговом органе) или часть 2 (ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев) Налогового Кодекса РФ (НК РФ). В первом случае это грозит штрафом в размере 10 тысяч рублей. Во втором случае наказание более жесткое – штраф в размере 10 % от доходов, полученных за весь период времени, в течение которого имели место установленные нарушения, но не менее 40 тысяч рублей.
Основанием для применения механизма наказания по части 2 ст. 116 НК РФ является факт того, что, по сути, ведя деятельность по адресу, отличного от заявленного в регистрационных документах, организация создает обособленное подразделение (одно или несколько) со стационарными (создаваемыми на срок более одного месяца) рабочими местами (ст. 11 НК РФ). При этом даже одно стационарное рабочее место, согласно разъяснений, изложенных в письме Министерства по налогам и сборам РФ от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912, уже считается обособленным подразделением со всеми вытекающими из этого последствиями.
Есть, конечно, шанс, что налоговики могут взять на вооружение разъяснения Министерства финансов РФ, изложенные в письме от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946, и применят к нарушителю пункт 1 ст. 126 НК РФ, согласно которому за каждый не представленный в налоговые органы документ следует наказание в виде штрафа в размере 200 рублей. Но на практике налоговые органы крайне редко бывают столь мягкосердечными, поэтому надеяться на такое снисхождение не стоит.
Кроме того, часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для должностных лиц за предоставление регистратору недостоверных сведений о юридическом лице в виде предупреждения или штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Помимо штрафных санкций несоответствие фактического местонахождения организации её юридическому адресу может привести еще к целому ряду негативных последствий.
Проблемы с банковским обслуживанием
Выявив недостоверную информацию о местонахождении юридического лица, находящегося на обслуживании, банк имеет все основания расторгнуть с ним договор, действуя в рамках Закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ. При этом пункт 3 ст. 7 данного закона обязывает банки систематически обновлять информацию о клиентах. Само же юридическое лицо может попасть в поле зрения правоохранительных органов, занимающихся борьбой с терроризмом и легализацией средств, полученных преступным путем.
Отсутствие обратной связи с налоговыми органами
Работая с налогоплательщиками, налоговые органы с 20 июля 2013 года используют для почтовой переписки с ними исключительно адреса, находящиеся в базе ЕГРЮЛ. Как уже отмечалось выше, даже если письмо по причине фактического отсутствия организации по юридическому адресу не было вручено адресату, оно всё равно считается в этом случае полученным. Не ознакомление налогоплательщика с требованиями налогового органа, изложенными в письме, не является основанием для их невыполнения. Согласно новой редакции пункта 4 ст. 31 НК РФ сроком получения документов в этом случае является шестой день с момента их отправки заказным письмом на адрес, указанный в ЕГРЮЛ.
Ликвидация юридического лица
Если вышеперечисленные последствия не смущают юридических лиц, ведущих деятельность по адресам, отличным от тех, что значатся в ЕГРЮЛ, то стоит задуматься от том, что непредставление в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица является основанием для его ликвидации, о чем говорится в п. 6 Постановления № 61.

При копировании статьи обязательна ссылка на сайт www.bd-spb.ru

Блог


Вернуться наверх